Статья Лидии Неведомской была опубликована в журнале "Чудеса и приключения". Позволю себе воспроизвести ее в Сети. Правда, без разрешения автора. В случае, если у автора возникнут возражения по факту публикации, обязуюсь удалить статью.
Статья затрагивает вопросы непосредственно относящиеся к проблемам воздействия на сознание и нервную систему человека в области применения элементов технической магии.
Лидия НЕВЕДОМСКАЯ
КТО ПОДОЗРЕВАЕТСЯ?

  Пожалуй, именно так - криминальной музыкой - надо было бы назвать репертуар ряда музыкальных групп, если судить о нем по одной из публикаций годичной давности (И. Царев "Смертельный рок" - ?Частная жизнь?, 1994, ? 16, с 15). Речь там, в частности, шла о том, что меньше, чем за две недели марта 1994 года в рок-группах были совершены три самоубийства. В июле того же года с пятнадцатого этажа выбросился солист группы ?Лесоповал? Сергей К. Тайна его самоубийства, по мнению психолога Д Азарова, была скрыта в музыке, которую играли в этой группе. Проанализировав с помощью компьютера сочинения, исполнявшиеся в группах, музыканты или технические сотрудники которых свели счеты с жизнью, Азаров пришел к выводу что существует некое подобие ?звукового яда", способного доводить человека до сумасшествия и самоубийства.
Подобные сообщения в последнее время все чаще встречаются как в отечественной, так и в зарубежной прессе. Сошлемся хотя бы на статью М. Волосенко ?Сатана там правит бал? ("Развитие" 1992, ?27, с 15), автор которой утверждает ?Весь технический арсенал рок-н ролла - это грандиозная практика игры на человеческом существе как на музыкальном инструменте. Музыка стала орудием тотальной перенастройки индивидуальных (двигательных, эмоциональных, интеллектуальных, половых) характеристик человека?.
  Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - ?музыкальный наркоман?. Швейцарские врачи доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся в мозгу информации. Американские врачи во главе с Р. Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости и, как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов, существенно изменяется уровень инсулина в крови, основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не ?общим местом? в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков.
О том, что музыка сильно влияет на многие показатели жизнедеятельности человека и животных, было известно давно. Как свидетельствует история, во времена Пифагора существовала ?музыкальная медицина?, и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально ?выдуманными? против ярости и гнева. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула. Приемами музыкотерапии пользовались египетский жрец Шебут-м-мут, ветхозаветный музыкант Имхотеп и многие другие.
Современные традиции изучения воздействия музыки на нервную систему человека и животных также насчитывают свыше 100 лет. Еще в XIX веке И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания как у животных, так и у человека. С тех пор были проведены многочисленные исследования, получена новая интересная информация. Изучалось и изучается не только непосредственное влияние музыки на слушателей, но и фаза так называемого ?последействия?, которая при прослушивании классических произведений в показаниях электроэнцефалограмм равняется 2-5 минутам, а по отчетам испытуемых -15-20 минутам.
Психологи,  изучающие художественное творчество, отлично знают, что в искусстве форма и связанное с ней содержание образуются не суммой тех или иных элементов, а, говоря словами Л. Выгодского, ?путем конструктивного подчинения одних факторов другим?.
По данным, полученным Н. Тавхелидзе, ?одно и то же произведение композитора определенного стиля воспринимается слушателями по-разному в зависимости от прослушанного предыдущего музыкального материала?.
В рамках данной статьи нет ни места, ни особой необходимости перечислять все достижения современной науки в данных областях. Достаточно напомнить, что с 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Проводят успешную работу исследовательские коллективы и отдельные научные работники. Благодаря их усилиям стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, в течение считанных секунд убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений, что прослушивание классической и музыки способно примерно на 20 процентов увеличивать количество молока у кормящих матерей, а прослушивание современной музыки снижает его почти вдвое. Есть и множество других интересных наблюдений.
Однако нет самого главного, отсутствует - насколько нам известно - общая теория позволяющая систематизировать данные различных исследований и сделать их сопоставимыми хотя бы по основным параметрам, а также указывающая объективные границы позитивного и негативного воздействий музыки на живые организмы и в первую очередь на человека.

ЗА ПОМОЩЬЮ - К ТЕОРИИ

Сейчас такой теории нет, однако, судя по всему, она существовала у наших далеких предков, и ее осколки сохранились в легендах и мифах, в философско математических трактатах и иных древних книгах. Из этих осколков нам предстоит воссоздать хотя бы ее главные контуры.
Прежде всего попробуем ответить на вопрос что такое МУЗЫКА и каковы ее возможности.
?Музыка есть гармоничное соединение противоположностей, приводящее к единству многого, и согласие разногласного? - вслед за пифагорейцами утверждал Платон.
?Музыка - вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека?,- утверждает современная эстетика.
?Музыка - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании? - такое определение дает современное музыкознание.
Запомнив эти определения, попробуем подойти к проблеме с другой стороны Какова этимология слова ?МУЗЫКА?? Что означают однокоренные с ним слова?
В современной эстетике узаконено возведение этого слова к греческому, которое обозначает ?искусство муз?, а музы, в свою очередь, возводятся к слову ?мыслящие?.
Дарвин Али (XVI век) считал это слово производным от греческого ?му? (?узелок?) и ?сики? (зыбкие стихии воздуха и воды, изменение, течение времени). Отсюда ?мусики? - это ?узелок времени?.
Еще более интересную версию мы находим у Аш-Ширази (1236-1310). Он считал - греческое слово ?мусики? эквивалентным арабскому ?лахн? В свою очередь ?лахн? переводится как ?приобретший очертания? (перевод П. Глобы) и до сих пор широко используется в российской астрологии авестийского направления.

НОВОЕ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

Для продолжения рассуждений на тему МУЗЫКИ нам понадобится возродить еще одно понятие. В авестийской астрологии оно именуется ?тхваша? - некая изначальная точка, поназывающая в одновременности прошлое, настоящее и будущее, то есть та точка, с которой для нас начинается мир и по которой можно судить обо всем его пространстве. Другими словами, это - некая изначальная заданность пропорций, порождающая каждую конкретную систему.
Одним из музыкальных аналогов ?тхваши? можно считать тональность в классической музыке. Так произведение написанное в минорной тональности, наверняка окажется более элегическим и грустным, чем бодрые и жизнерадостные мажорные сочинения. Итак, музыка (лахн) - это воплощенная система звуковысотных связей, объединенных неким центром (звуком или созвучием).
Во избежание недоразумений мы в дальнейшем будем называть музыку в п редставлениях древних мудрецов понятием ?музыка-лахн? (в не зависимости от истинных национальных названий музыки в различных странах Древнего мира), обособляя его от принятого в современной эстетике и научном музыке-знании понятия ?музыка? Различия между музыкой и музыкой-лахн представляются нам чрезвычайно важными.
Музыка-лахн точнейшим образом вписывается в систему космогонических представлений и объясняет многие феномены, ставящие в тупик современное музыкознание (ведь в нем существуют свои ?белые пятна?, подобные, допустим, экстрасенсорике в медицине, над которыми пока безуспешно бьются исследователи).
В частности, музыка-лахн позволяет понять происхождение таких звуковых систем, как музыка кхмеров в Камбодже или лао в Лаосе Названные звуковые системы совершенно не вписываются в законы акустики, лежащие в основе европейских ладов. Этот факт дал основание некоторым исследователям выдвинуть гипотезу об инопланетном происхождении ряда юго-восточных музыкальных систем (лао, сленжро тхай, пелог и некоторых других).
?Такая локализация музыки представляется не случайной, если обратиться к поискам сведений о ее происхождении - историческим и мифологическим - пишет музыковед А Г Юсфин - Обращение к архаическим текстам показывает (с поразительным сходством), что в мифах кхмеров, тхай, лао, догонов и некоторых соседних народов повествуется о легендарном человеке, прибывшем в огне и громе на Землю и повелевшем славить Божества ?равнопятизвучными? напевами, под страхом смерти не уклоняться от них. Эти легенды находят свое подтверждение в сохранившихся до настоящего времени остатках традиционных религиозных культов ритуальное пение которых опирается на ту же необычную звуковую структуру?.
  Привычная уху европейца музыка базируется на использовании объективно существующих свойств звуковой материи. Так в основе европейских звуковых систем лежат первые 20 ?обертонов? то есть призвуков, возникающих в результате колебания не только вибратора в целом, но и его отдельных частей (звуки разной высоты и громкости издают и струна в целом, и каждая ее половина каждая треть и т д ). Это вполне согласуется с психофизиологическими нормами восприятия звука Как полагают ученые, основные музыкальные интервалы (целый тон и октава) стали наиболее прочным ?строительным материалом? европейских звукорядов в силу названных качеств - легкости восприятия и воспроизведения человеком.
Однако значительная часть музыкального наследия Танзании, Камбоджи, Бирмы, Бутана, Непала, Монголии, Уганды Руанды никак не вписывается в эту систему что заставило музыковедов прийти к таким выводам либо в отдельных регионах Земли когда-то действовали иные законы природы, рудиментом которых и оказались звуковые системы названных стран, либо они являются наглядным свидетельством палеоконтактов, географическими центрами которых были в Азии - Камбоджа, а в Африке - Танзания.
?Будучи явлением несомненно физической природы в своей субстанции (колебаниями звучащего тела) эта музыка в то же время не подчиняется земным физическим законам Иначе говоря она не может возникнуть на Земле и в то же время она, бесспорно, существует на Земле?,- констатирует А. Г. Юсфин. Этим положением косвенно доказывается или, скажем осторожнее, признается возможность внеземного происхождения некоторых пластов музыки, существующих в настоящее время на Земле. Ее небесные или сатанинские истоки в данном случае не обсуждаются, ибо отсутствует точка отсчета, но выявлена ?тхваша?.

ГАРМОНИЯ - СИЛА

Однако в древних музыкальнофилософских системах ?тхваша?, несомненно, была, ибо в них обязательно присутствовала изначальная заданность пропорций внутри системы, причем эта заданность никогда не ?бралась с потолка?.
Например, в древнекитайской системе ?люй? длина трубки-камертона основного тона составляла как правило, 9 цуней Это позволяло создать индивидуальную ?тхвашу?, найти музыку-лахн, созвучную данному конкретному организму
Длина эталонной трубки-камертона основного тона хуанчжун, с помощью которого уточнялись календари (описание этой процедуры сохранилось до наших дней) равнялось 81 неочищенному зерну черного проса, положенному по длине. Объем этой трубки заполняли 1200 зернами проса, и это служило мерой объема- ?юэ? Вес 1200 зерен составлял 12 ?чжу?, а 24 ?чжу?, в свою очередь, равнялось одному ?лян?.
Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, почему именно неочищенное черное просо использовалось в данном случае, отметим, что в Древнем мире была известна единая система мер, включавшая в себя меры звука, времени, длины, объема и веса, позволявшая не только качественно и количественно сравнивать между собой столь далекие друг от друга явления, как гаммы и стороны света, эмоции отдельного человека и структуру государственного устройства, но и приводить их в соответствие с законами Космоса. С помощью этой же системы можно было находить индивидуальную точку отсчета в музыке-лахн, исходя из особенностей каждого конкретного человека и всего общества в целом.
Это оказывалось возможным благодаря фундаментальному свойству мироздания - ?То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу И все это только для того, чтобы свершить чудо одного единственного Единое, и только оно - первопричина всяческого совершенства - повсеместно, всегда?. Так сказано в знаменитой ?Изумрудной скрижали? - легендарном документе философского, астрологического и алхимического содержания, приписываемом наряду с некоторыми другими оккультными книгами Гермесу Трисмегисту - первому просветителю Египта.
Именно с понятием гармоничности вибраций, присущих всем ?благим творениям?, связывалась сила этих творений. И это достаточно четко подтверждается современной физикой, утверждающей, что как звук - это волна с определенной частотой, так и ?частицы? (современный эквивалент старого понятия ?атомы?) - суть волны, частота колебаний которых пропорциональна запасу их энергии.
Современная наука находит все новые и новые подтверждения истинности учения о единстве мироздания. Параметры тех или иных частей живых организмов совпадают с теми или иными пара метрами различных уровней мироздания. В частности, по свидетельству В Е Еремеева, при биениях человеческого сердца создается электромагнитная волна, длина которой равна средней размерности планет (1010-1011см). Это означает, что сердце резонирует с планетами.



МУЗЫКА ТВОРЕНИЯ

Соразмерность всего сущего в мире - одна из центральных проблем так называемой ?музыки сфер?, или, как ее часто называют, ?гармонии сфер?.  Эстетико-космологическое учение о ?гармонии сфер? было выдвинуто во времена Пифагора и оставалось весьма популярным вплоть до нового времени, то есть до расчленения некогда единой системы знания на взаимно антагонистичные друг другу науку, искусство и религию.
Древнейшие космологические учения утверждали тибрационная природа всего сущего в мире и ее изначальная гармоничность, связанная с характером первозвука,- стержень всего космогенезиса. Не доверять этому нет оснований, поскольку современная физика пришла к тому же самому.

Как утверждали древние авторы, музыкальный, то есть несущий в себе гармонические пропорции, звук родился одновременно с творением мира. И именно благодаря изначально присущим ему особым гармоническим пропорциям этот так называемый ?первозвук? начал порождать (расширять) пространство-время.
Естественно, отсюда вытекает закономерное следствие, любое нарушение этих пропорций ведет к свертыванию пространства-времени. По утверждениям некоторых современных исследователей, вращающиеся материальные тела способны генерировать время и способны его поглощать.
  Как сообщил в одной из лекций, недавно прочитанных в Москве, Н. О. Коровяк, радиоастрономы стали принимать волны из Космоса на звуковых и инфразвуковых частотах. Их источниками оказались многие космические объекты, но самые сильные приходили из центра галактики - волны с периодом прохождения 360 лет. Ученые сейчас склоняются к тому, что этот звук несет организующую информацию для всех звездных систем, включая Солнечную. Есть галактическая музыка, создающая музыку сфер, то есть ?музыку творения?, и лишь вслед за ней возникает ?музыка поддержания системы", которая, естественно, должна быть соизмерима с музыкой творения.
Что касается музыки-лахн, то она хранит в себе эти пропорции, а вот в европоцентристской музыке этих пропорций нет они были утрачены еще во времена Иоганна Себастьяна Баха, когда в музыкальную практику вошел так называемый равномерно-темперированный строй.
В отличие от древних звукорядов этот строй покоится на искусственно-выровненном делении октавы на 12 абсолютно равных частей. Октава - это музыкальный интервал, образующийся при звучании двух струн, одна из них ровно вдвое короче, чем другая. Разделив струну (а вместе с ней и октаву) в пропорции 3:5, мы получим интервал квинты, с помощью которого ?порождаются? и все остальные звуки гаммы. Однако, как это ни парадоксально, образованный таким образом звукоряд будет чуть-чуть не вписываться в первоначально ?отмеренную? октаву. Полученная разница носит название ?пифагоровой коммы?, выражающейся дробью. Мы сталкиваемся здесь с явлением, которое напоминает знаменитую теорему Пифагора. Подобно тому, как длину гипотенузы и катетов невозможно измерить в целых числах, так несоизмеримы и составляющие звукоряд звуки с интервалом октавы, в который они вписаны. Для того чтобы при их измерении прийти ?к общему знаменателю", необходимо выходить "в другую плоскость".
  В равномерно-темперированном строе это правило не соблюдается, о чем говорит уже само его название.


ИТАК, ЧТО ЖЕ МЫ ИМЕЕМ?

Приходится признать, что принятая в современной музыкальной культуре равномерная темперация (деление октавы на 12 абсолютно равных полутонов) принципиально не соответствует музыке-лахн и сама по себе даже в своих высших классических образцах! - не вписывается в мировую гармонию, сколь бы кощунственно не выглядело такое утверждение.
Равномерная темперация не способна вступать в резонанс с планетными системами или галактиками, зато она потенциально содержит в себе способность свертывать пространство-время, и именно это ее пагубное свойство, на наш взгляд, неизбежно должно было рано или поздно привести к соответствующим последствиям.
Почему же до поры до времени человечество ╠ ними не сталкивалось? Так называемая классическая (филармоническая, академическая) музыка неотделима от искусства интерпретации, вносящего необходимую долю свободы и непредсказуемости в искусственно замкнутую систему равномерно-темперированного строя. С помощью особых исполнительных приемов звукоизвлечения чуть-чуть менялась интонация, то есть соподчиненность звуков, их музыкально-акустические характеристики. Это обстоятельство многократно отмечалось исследователями истории и теории исполнительских искусств.
Отказ от предполагаемого композиторами и вносимого интерпретаторами разнообразия мелодии и ритма, то есть использование назойливо пов торяющихся однотипных ритмических и звуковысотных структур, характерных для рок-музыки, позволяет равномерно-темперированному строю полностью проявить себя замкнутой лишенной жизни системой. Печальный каламбур: рок-музыка действительно начинает наступать на человечество с неотвратимостью рока и фатальной заданностью используемой ею звуковой системы.
Речь в данном случае идет отнюдь не о творческой бесперспективности композиторских или исполнительских поисков в русле привычного нам равномерно-темперированного строя - творчески интересные решения в нем были и еще, несомненно, будут. Речь идет о принципиальной несостыковке этой музыкальной системы с музыкой-лахн, имеющей способность расширять и укреплять пространство-время. А это, в свою очередь, означает, что относительно быстро (с середины XVIII до середины XX века) данная звуковая система исчерпала свои внутренние ресурсы и начала самоуничтожаться, пожирая заодно и тех, кто находится в радиусе ее действия.
Равномерно-темперированный строй способен порождать такие звуковые структуры, которые вступают в противоборство с природной музыкой лахн, то есть с теми вибрациями, благодаря которым мир существует как таковой. Поскольку человеческий организм - дитя природы, это противоборство не может не отразиться на его состоянии.
Разумеется, можно и, наверное, нужно выявлять ?мелодии-убийцы? и аккорды, несущие в себе ?звуковой яд?, как это сделал психолог Д. Азаров."Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев (самоубийства.- Л. Н.). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив ?мрачного настроения", что сам был готов полезть в петлю".
  Можно и нужно находить ?первоисточники? тех или иных музыкальных фраз - скажем, известно, что ни Джон Толд, ни Элтон Джон не скрывают связей между рок-музыкой и колдовством, а сатанинская символика обнаруживается то в названии группы (например, название группы "КИСС" составлено из начальных букв фразы ?короли на службе сатаны"), то в ее ?фирменном? знаке (группа жесткого рока ?АС/ДС?), то в звучащем в ракоходе (то есть в обратном направлении, от последней ноты - к первой) мотиве, как в песне ?Лестница в небо? группы ?Лед Зеппелин?,- любопытную и довольно подробную информацию на этот счет приводит М. Волосенко в уже упоминавшейся нами статье ?Сатана там правит бал!".
Однако никакие разрозненные исследования не позволят защитить человечество и в первую очередь самих музыкантов и их фанатиков-слушателей от убийственной силы не столько их отдельных опусов, сколько той сатанинской системы, которую они в совокупности составляют. Звуковой системы, открытой великим Бахом.
В заключение хочу подчеркнуть, что я отнюдь не являюсь противницей современной музыки и не устаю восхищаться музыкой Баха. Менее всего мне хотелось бы бросить какую-либо тень на его сочинения или на другие шедевры музыкального искусства. Однако ждать, пока открытая великими музыкантами прошлого звуковая система соберет статистически достоверное число жертв среди наших современников, мне кажется недопустимым.


Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!